понимали.
Потом стали знать больше, но понимать меньше.
Ну, а в конце будут, наверно, много знать,
но ничего не понимать.
Святитель Николай Сербский
Господь посылает учеников Своих с проповедью и дает им силу и
власть. Если вдуматься в это Евангелие, то, кажется, не много
сказано. В Евангелии ни одно слово не сказано просто так. Больше
того, совсем не все равно, а даже имеет особый смысл место этого
слова.
Господь, сказано, посылая Своих учеников, дал им силу и власть над
бесами. Может быть, можно было сказать «дал власть и силу», но нет.
Господь сказал: силу и власть. Суть проста: настоящая
власть имеет силу, которая служит основанием власти. Поэтому
Господь, когда фарисеи говорили, что Он изгоняет бесов силой князя
бесовского Веельзевула, говорит: Како может кто внити в дом
крепкаго, и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго?..
(Мф. 12, 24-29). Чтобы связать, нужно иметь силу. Господь имел
силу и повелевал со властью.
И вот, дар, который Господь дал апостолам, заключался именно в том,
что они имели силу и власть.
Этот евангельский первообраз на самом деле в жизни постоянно
присутствует. И власть, и сила все время находятся во
взаимозависимости.
Замечателен евангельский пример Пилата. Он говорит Спасителю: Мне
ли не глаголеши? Не веси ли, яко власть имам распяти Тя, и власть
имам пустити Тя? А Господь говорит: Не имаши власти ни единыя на
Мне, аще не бы ти дано свыше (Ин. 14, 10-11). Пилат думал, что он
имеет власть, но силы-то у него не было! Он же признал, что
Господь не виновен, а подписал распять. Где же твоя власть?
Кстати, этот момент на самом деле очень серьезный, очень глубокий,
потому что это свидетельство евангельской истины. Очень часто
бывает в жизни, когда люди, облеченные властью, не имеют
силы. Вроде и власть есть, а творится беззаконие, потому что
сил нет. Не дано! Настоящая власть — она с силой. Поэтому
бывает так, и мы это вынуждены свидетельствовать, что власть
властью, а управляют сильные мiра сего.
И что является главным? Первое — это сила, потом —
власть.
Так же, как было, когда Господь послал апостолов: они
благовествовали и исцеляли. Потому что главное — благовестие, а
исцеление — это уже не главное. Благая весть — для спасения души
человеческой, она дает спасение. А исцеление дается, если оно
нужно для спасения.
Этот момент очень важен. После того, как апостолы были посланы на
проповедь, и получили силу и власть, и сказали: Господи, и беси
повинуются нам о имени Твоем, — Господь говорит им: О сем не
радуйтеся, яко дуси вам повинуются, радуйтеся же, яко имена ваша
написана суть на Небесех (Лк. 10, 17, 20). Это самое главное. Эта
иерархия в том, что происходит, очень важна. И если ее нет, нет
такой связи, нет этого единства, тогда это не то.
В других словах Апостола сказано: Имущии образ благочестия, силы же
его отвергшиися (2 Тим. 3, 5). Внешне могут быть всякие звания,
титулы, но чтобы что-то сделать, для этого силы нет. Хотя бы
человек имел положение, но если нет силы, то ничего он не может
сделать.
Это, на самом деле, так и есть. Это — как ум и знание. У
человека может быть много знаний, но это еще не значит, что он
умный. Эту истину когда-то выразил еще Аристотель:
«Множество знаний еще не предполагает наличие ума». Это
такое же сочетание: вроде, внешне много, а внутри мало.
Власть есть, а силы нет; знание есть, а ума нет. Больше того,
ум-то — это и есть дар Божий, когда человек понимает
сущность. Святитель Николай Сербский прекрасно об этом сказал:
«Первые люди не много знали, но всё понимали. Потом стали знать
больше, но понимать меньше. Ну, а в конце будут, наверно, много
знать, но ничего не понимать».
И так — во всём. Власти полно, а силы никакой, и ничего не могут
сделать. Сила не дана, не дано и разумение: что главное и что не
главное. Это свидетельствуется жизнью, как и произошло с
Пилатом: Власть имам распяти Тя, и власть имам пустити Тя, — а
подписал только к распятию.
Удивительно, что такое сочетание — совершенно потрясающее по своей
глубине и жизненности: сплошь и рядом все эти вещи происходят.
Именно так.
Например, недавно мне пришлось прочесть рассуждение каких-то
представителей науки против того, чтобы говорить детям о вере
вообще. Мол, зачем вводить предмет основ православной культуры?
Самое интересное, что они апеллировали к тому, что у нас, мол,
светское государство: это якобы против конституции! Хотя
конституция гласит, что человек может исповедовать любую религию
или не исповедовать. Получается, власть говорит: «пожалуйста,
выбирай». А тут — как же тогда человеку делать выбор, если одно
будут говорить, а другое не будут говорить? Если будут говорить
только, что ты — скотина облысевшая (ну, обезьяна — что такое?)
Нет, говорят, не обезьяна, а родственница обезьяны. Невелика
разница. Теперь уже научились уворачиваться. И вот это до сих пор
преподается детям. А говорить им о том, что Господь сотворил
человека, — это, видите ли, «посягательство на свободу».
Когда всё время называют свиньей и человек начинает хрюкать, — это
не есть посягательство на свободу. Когда говорят, что ты сотворен
по образу и подобию Божию, когда человек начинает задумываться о
своем высоком предназначении как образе Божием, — это
«посягательство на свободу».
Вот и выходит, что власть-то, вроде, власть, а на деле всё
получается по-другому. Это называется, выражаясь современным
бытовым, мальчишеским языком, «игра в одни ворота». В каком-то
светском произведении есть такой юмор, когда кто-то говорит:
«Молчи, когда со мной разговариваешь!» То есть, с одной стороны
вроде так, а с другой стороны, оказывается, не совсем так.
Власть и сила, сила и власть, они всё время в таком сочетании:
человек имеет силу, но власти ему не дано, и он не может ничего
сделать. И тогда действует вопреки порядкам, но не все это могут,
слишком большая сила должна быть. Власть говорит: нет, нельзя, а
сила говорит, что это нужно.
Замечательно, что наши настоящие правители — Государи наши
православные, — эту истину понимали. Был такой диалог Императора
Павла с одним из его вельмож, когда Государь говорит: «Нужно
сделать так», — а тот отвечает: «Согласно закону, так нельзя
делать». — «Как это, нельзя? Я сам этот закон устанавливал, и
говорю, что нужно сделать вот так». — «Хорошо, Ваше Величество, но
тогда нужно изменить закон».
Должно быть соответствие силы и власти, а часто бывает разделение
того и другого. И на этом, собственно, происходит то, что
происходит.
Но над всем есть высшая сила — сила Божия. И она в этой жизни может
любого поставить на свое место или сместить с этого места. Не
говоря уже о том, что там, у Бога, все будут не как хотят, а как
кому Господь даст. Здесь люди часто думают, что они делают что-то,
что они могут делать, но делают они постольку, поскольку им это
попущено, на данный момент даже. Об этом свидетельствует тот же
самый пример Пилата. Да еще Ирода — не того, который приказал
убивать младенцев, когда родился Иисус Христос, а того Ирода,
который отсек голову Иоанну Предтече. Два этих примера потрясающи!
В Евангелии эти два примера есть.
Приходят к Спасителю и говорят: Ирод хощет Тя убити. Господь
говорит: Шедше рцыте лису тому, се изгоню бесы, и исцеления творю
днесь и утре, и в третий день скончаю. Обаче подобает Ми днесь и
утре, и в ближний ити, яко не возможно есть пророку погибнути кроме
Иерусалима (Лк. 13, 31-33). Поэтому Ирод ничего не сделает, хотя
всю Иудею можно было за три дня пересечь запросто.
Так вот, два правителя: Ирод и Пилат. Один хотел убить, но не
сделал этого; другой хотел пустить, а подписал распять. Вот
пример силы и власти. Не дано. Когда Пилат сказал: «Мне дана
власть», — Господь сказал, что к власти еще нужна сила. Она — от
Бога. Поэтому Господь дал апостолам силу и власть.
Вот как много заключено в этих двух словах! Почему они и поставлены
именно так: не власть и сила, а сила и власть. Такова сущность
любой настоящей власти: она только тогда и может быть властью, в
положенных ей пределах, если она имеет силу. Иначе она
фиктивна.
Но у Бога — всё истинно! Тут всё так, как подобает. Поэтому
Господь, сказано, дал силу и власть. И поскольку они даются Богом,
поэтому эту истину нужно помнить. И в любых обстоятельствах: не
хватает ли власти, не хватает ли силы, — нужно просить Того, Кто
дает и силу, и власть. Тогда Господь восполнит и исполнит.
Поэтому и сказано: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася
зиждущии; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий
(Пс. 126, 1). Собственно, это та же самая истина, сказанная другими
словами.
Поэтому будем веру свою укреплять. И во всех обстоятельствах, в
которых мы не можем что-то сделать — не дано нам или кому-то не
дано, — будем просить помощи Божией. Аминь.
Протоиерей Валериан Кречетов
проповедь