когда не нужно было вставать с колен из тоталитарного
недемократичного прошлого
сборно-флотское
когда не нужно было вставать с колен из тоталитарного
недемократичного прошлого
сборно-флотское
С началом «Холодной войны» Советский Союз столкнулся с
необходимостью отстаивать свои интересы на огромной части планеты.
Одно за другим, новообразованные государства Африки, Азии и
Ближнего Востока принимали коммунистическую идеологию, и вот, уже
караваны советских судов с военной помощью, советниками и техникой
спешат на помощь лояльным режимам на другом краю Земли.
Окреп и «показался из тени» ВМФ СССР – сотни боевых кораблей
вышли в Мировой океан, став одним из грозных аргументов
новорожденной Сверхдержавы. Трансокеанские переходы и непрерывные
вахты в удаленных районах океана — многомесячные походы сложны,
кораблям требуется обязательный отдых и обслуживание. Пополнение
запасов топлива, провизии и пресной воды. Экстренный ремонт. Все
это вдали от родного берега, в неведомых южных широтах, там, где
поблизости нет ни одного советского корабля. Лишь реющие над
волнами призрачные тени разведывательных «Орионов».
Великому флоту необходима великая система базирования. Решение
могло быть только одно – покрыть весь Земной шар сетью
военно-морских баз, аэродромов и опорных пунктов.
Военно-морская база это не просто место для стоянки и обслуживания
кораблей. Это мощный инструмент геополитической игры, рычаг для
внушения правильных идей руководству обозначенной страны. Готовый
плацдарм для нового наступления, крупный транспортный узел и
площадка для размещения спецоборудования (например, систем
радиоэлектронной разведки и радиоперехвата). Отсюда удобно
наблюдать за ситуацией в выбранном регионе, а при необходимости
– принять экстренные меры, вмешаться и пресечь на корню
возможные проблемы. Наконец, чисто с технической точки зрения,
система военно-морских баз (ВМБ) создавала уникальные возможности
для эффективной работы ВМФ на любом удалении от берегов
метрополии.
Стоп! О каких зарубежных военных базах идет речь?! Иностранные
военные базы – привилегии коварного Пентагона. Гнусные
происки западного империализма, стремящегося к мировому господству.
А у занимающегося мирным созидательным трудом СССР никаких военных
баз за рубежом быть не может.
Для разрешения непростой дилеммы потребовалась помощь
профессиональных филологов. Право, можно лишь восхититься их
фантазией — на карте мира появилось множество объектов с забавными
названиями. Например:
А) пункт материально-технического обеспечения (скромно, но со
вкусом).
Обычно ПМТО ВМФ СССР занимал площадь полсотни и более квадратных
километров и был рассчитан на размещение нескольких тысяч человек
личного состава. Все это дополнялось развитой инфраструктурой с
причалами, доком, топливохранилищем, арсеналом. Обязательным было
наличие наземного транспорта и спецтехники. Система охраны базы
ПМТО включала в себя катера и корабли охраны водного района,
укрепленный периметр и личный состав морской пехоты с тяжелым
вооружением и бронетехникой. Опционально – аэродром с
истребителями прикрытия, противолодочной, разведывательной и
транспортной авиацией.
Б) ГСВСК (Группа Советских Военных Специалистов на Кубе). Несмотря
на своё успокаивающее название, ГСВСК была ничуть не похожа на
мирную советскую делегацию. Это была крупная группировка различных
родов войск – от мотострелков и танкистов, до связистов и ПВО
– всё это прямо под носом у «вероятного противника».
В) Ограниченный контингент советских войск в Афганистане. Всего
лишь 100-тысячная армия со своей артиллерией, бронетехникой и
авиацией, девять лет напрягавшая весь Средний Восток.
Был центр радиоперехвата в Лурдесе (Куба), была ГСВГ (Группа
Советских Войск в Германии), ГСВМ (то же самое, только в Монголии),
были советские военные специалисты во Вьетнаме, Анголе, Мозамбике и
пр. случаи, выходящие за рамки данной статьи.
Схема зарубежных объектов ВМФ СССР на 1984 год
Сегодня мне бы хотелось поподробнее остановиться на ПМТО –
легендарных советских военно-морских базах во всех уголках Земли.
Ввиду масштабности предмета обсуждения, в ряде случаев придется
ограничиться общими замечаниями и скупыми фактами из биографии этих
необычных мест. Следует заметить, что ПМТО – расплывчатое
понятие с довольно нечеткими критериями соответствия. Помимо широко
известных «крупных» баз, существовало множество вспомогательных
объектов, таких, как учебный полигон морской пехоты на о. Сокотра
(Аравийское море). Но, несмотря на вопли западной прессы о
«советском военном присутствии» у Африканского рога, никаких
причалов и военных сооружений на Сокотре никогда не было –
лишь изредка советские корабли вставали на якорную стоянку у берега
острова.
Наконец, в условиях непрерывно меняющейся международной обстановки,
ПМТО мог временно разместиться на территории любого из портов
дружественных государств – везде, где можно пришвартовать
плавбазу, плавучую мастерскую, танкер. Причалы, краны,
инфраструктура порта – всё в распоряжении советских моряков.
Готовый объект для «дружеских визитов» военных кораблей Советского
Союза.
Теперь стоит перейти непосредственно к списку самых интересных мест
базирования ВМФ СССР:
Порккала Удд (1944 – 1956 гг.)
«Пистолет у виска Финляндии» — здесь базировалась бригада шхерных
кораблей, тральщики, броненосец береговой обороны «Выборг» и
береговые батареи для прикрытия коммуникаций в Финском заливе. На
территории базы было построено 300 оборонительных сооружений. Общая
длина периметра – 40 км. Площадь базы – порядка 100 кв.
километров. Срок аренды – 50 лет. Стоимость аренды – 5
млн. финских марок в год.
Однако, уже к середине 1950-х годов советское руководство пришло к
выводу, что базу пора прикрывать: Поркалла Удд лишь раздражает
финнов и ухудшает отношение между двумя странами, при этом не имеет
особого военного значения. База была полностью ликвидирована в
январе 1956 года. Финляндия оценила дружеский жест, став верным
посредником между СССР и Западным миром.
Влера, Албания (1955 — 1962 гг.)
Здесь базировалась бригада из 12 советских подлодок –
настоящее «шило» в пятой точке американского флота. В 1959 году
одна из субмарин с албанской базы прорвала все противолодочные
заслоны и провела учебную атаку на крейсер «Де Мойн» с находящимся
на его борту президентом США.
История с албанской базой закончилась грустно: в 1961 году из-за
идеологических разногласий произошел разрыв в отношениях двух
государств. Последовала срочная эвакуация базы. Четыре советские
лодки, находившиеся в тот момент на ремонте, были захвачены
албанцами.
Сурабая, Индонезия (1962 год)
Об этом объекте крайне мало информации. Известно лишь, что в
декабре 1961 года четыре подлодки Тихоокеанского флота взяли курс к
Индонезийским берегам. После ряда странных манипуляций и
противоречивых приказов, субмарины были переданы ВМС Индонезии.
Летом пришло второе соединение – еще шесть подлодок и
плавбаза снабжения, и, вскоре, советские моряки были едва не
втянуты в вооруженный конфликт между Индонезией и Нидерландами.
Впрочем, история с Индонезией закончилась на оптимистичной ноте
– по результатам совместных «учений», СССР поставил
индонезийцам военной техники на сумму 1 млрд. долл. (в том числе
крейсер, 6 эсминцев и 12 подлодок, а также 40 сторожевых кораблей,
тральщиков и ракетных катеров). К чести руководства Индонезии, это,
пожалуй, единственная страна, которая полностью расплатилась по
советским долгам – без каких-либо скандалов и задержек.
Бербера, Сомали (1964 – 1977 гг.)
Первоклассная военно-морская база на берегу Аденского залива,
настоящий оазис цивилизации посреди сомалийского бардака. Страж
ворот на входе в Красное море, контролирующий стратегически важный
транспортный маршрут Европа-Азия (через Суэцкий канал).
Помимо инфраструктуры для кораблей ВМФ, в аэропорту Берберы была
построена уникальная взлетно-посадочная полоса 05/23 длиной 4140
метров – на тот момент самая длинная на Африканском
континенте. Здесь планировалось базирование базовой противолодочной
и разведывательной авиации, а при необходимости разместить
стратегические бомбардировщики и ракетоносцы.
Что касается самого Сомали – СССР старался, как мог,
поддерживая экономику и сельское хозяйство отсталой страны; обучал
её офицерский корпус, снабжал техникой и всеми необходимыми
товарами. В открытой печати встречаются данные, что неоплаченный
долг Сомали перед СССР (а, следовательно — Россией) составляет в
пересчете на золото, 44 тонны. Насколько можно доверять этой
невероятной цифре? В любом случае, не вызывает сомнений –
Советский Союз в тот раз дорого заплатил за свои амбиции.
От Сомали, в данном случае, требовалось немного: всего лишь не
пускать на свою территорию американцев, а также исправно поднимать
руку во время голосовая в ООН по сигналу советского
представителя.
Все произошло внезапно: в 1977 году вспыхнула эфиопо-сомалийская
война. Советский Союз, конечно, был в шоке от обоих «союзничков»,
тем не менее, ему предстоял выбор – кого поддержать в этой
лютой междоусобице двух странных народов. Выбор пал на Эфиопию.
Сомалийцы не стерпели обиды и потребовали в трехдневный срок
эвакуировать ПМТО. Ввязываться в бесконечный конфликт с дикарями не
стали – просто бросили все и ушли…
Вместо нас пришли американцы – ВВС США по достоинству оценили
взлетную полосу 05/23, внеся её в список резервных полос для
посадки «Шаттлов».
Вот так вот, ВМФ СССР выгнали из Сомали…
Нокра, Эфиопия (1977 – 1991 гг.)
ВМФ СССР выгнали из Сомали… и советский ПМТО благополучно
«переехал» на 400 км севернее, на побережье Эфиопии. Сверхдержава
отличается от обычных государств наличием многочисленных союзников
в практически любом регионе Земли. Не срослось в одном месте
– всегда в запасе есть дюжина альтернативных вариантов.
На вопрос: где тут можно поставить базу, эфиопы лишь пожали плечами
– где хотите. Эфиопиский лидер Менгисту Хайле Мариам любезно
предложил два крупнейших порта Массауа и Асэб, но, увы, строить
что-либо на берегу оказалось слишком рискованно – страну
раздирали бесконечные междоусобицы. Выбор пал на архипелаг Дахлак,
точнее, на один из его островов – Нокра.
Здесь, на территории бывшей итальянской каторги, расположился пункт
материально-технического обеспечения ВМФ СССР. На остров был срочно
доставлен плавучий док ПД-66, грузоподъёмностью 8500 тонн
(достаточно для докования и экстренного ремонта многоцелевой
атомной подлодки или эсминца). Вскоре подошли водолазные и пожарные
катера, буксиры, плавмастерские, танкеры, суда-рефрижераторы. Для
обеспечения действий морской пехоты здесь постоянно базировались
БДК, а для решения противодиверсионных задач несли вахту
спецподразделения Охраны водного района (Черноморский флот).
Место было неспокойное – отмечено несколько случаев обстрела
советских кораблей и судов. В августе 1984 года пришлось провести
траление Красного моря от мин, выставленных некой организацией
«Аль-Джихад». На следующий год произошла радиационная авария на АПЛ
К-175 –экипаж субмарины и персонал базы получили серьезное
облучение. Разумеется, инцидент был подернут строжайшей тайной и
скрыт от руководства Эфиопии.
Виктория, Сейшельские острова. (1984 — 1990 гг.)
Как это здорово — оказаться в нужное время в нужный момент! 25
ноября 1981 года отряд боевых кораблей ВМФ СССР находился вблизи
Сейшельских островов, когда в столице маленького государства
произошла попытка переворота – группа наёмников из ЮАР была
схвачена и обезврежена прямо в аэропорту Виктории.
Советские корабли немедленно последовали на место происшествия. Как
оказалось, весьма кстати – и хотя эвакуации посольства СССР
не потребовалось, столь оперативное прибытие советского флота
произвело самое положительное впечатление на правительство
Сейшельских островов.
В 1984 году с руководством островного государства была заключена
договоренность о деловых заходах советских кораблей и судов в порт
Виктория и посадках наших военных самолётов в аэропорту
столицы.
Взамен СССР выступал одним из гарантов безопасности страны — на
самом деле, Сейшелы соблюдали нейтралитет и старались подружиться
со всем миром. Кроме того, Сейшельским островам были подарены три
патрульных катера для охраны морской экономической зоны. Вот так
вот, практически бесплатно, ВМФ СССР обзавелся непотопляемым
авианосцем в Индийском океане — длина бетонной ВПП 2987 метров!
Камрань, Вьетнам (1979 — 2002 гг.)
Лучшая из зарубежных военно-морских баз СССР. Мягкий климат, теплое
и спокойное Южно-Китайское море, глубокая и чистая акватория, горы,
защищающие залив от ветров – бухта Камрань признана одним из
наиболее удобных мест для базирования кораблей и судов на Тихом
океане.
Официально это место называлось 922-ым ПМТО, и, помимо стоянки
кораблей и судов в бухте Камрань, включало в себя судоремонтный
завод «Башон» (Хошимин) и расположенный поблизости крупный
аэродром.
Изначально, в годы Вьетнамской войны, «Камрань Бэй» была крупной
тыловой базой, где размещались 12-е истребительное и 483-е
транспортное авиакрылья ВВС США. Американские специалисты построили
здесь замечательный аэродром с четырехкилометровой бетонкой, а
поблизости — современный порт со всей необходимой
инфраструктурой.
В результате, все эти объекты перешли в собственность советского
военно-морского флота. Более того, ПМТО Камрань достался ВМФ СССР
совершенно бесплатно – на правах безвозмездной аренды сроком
на 25 лет. Имидж Сверхдержавы открывал перед Союзом невероятные
возможности и приносил баснословные дивиденды.
В соответствии с Соглашением, в военном порту Камрань могли
одновременно базироваться до 10 советских надводных кораблей, 8
подводных лодок с плавбазой и до 6 других военно-морских судов. На
аэродроме разрешено одновременное пребывание 16
самолетов-ракетоносцев, 9 разведывательных самолетов и 2-3
транспортных бортов. Исходя из обстановки, количество кораблей и
самолетов могло быть увеличено по согласованию между СССР и
Вьетнамом. Другими словами, вьетнамцы не возражали, если в Камрань
придет весь Тихоокеанский флот.
Общая площадь базы составляла порядка 100 кв. километров.
Численность воинского и гражданского контингентов базы в разные
годы могла достигать 6-10 тыс. человек. К моменту ухода их Камрани,
на территории базы были построены:
— жилгородок ПМТО: штаб в/ч 31350 и казармы личного состава,
столовая личного состава на 250 посадочных мест, хлебопекарня,
банно-прачечный комбинат, клуб, средняя школа № 183, 18 жилых
домов, объединенный склад для хранения и выдачи материальных
средств, автомобильный парк (вместе со спецтехникой);
— дизельная электростанция мощностью 24 МВт для обеспечения
электроэнергией гарнизона и прилегающих вьетнамских поселков;
— топливохранилище ёмкостью 14 000 куб. метров;
— 2 рефрижератора общей ёмкостью 270 тонн продуктов;
— 6 скважин для обеспечения ПМТО и кораблей пресной водой;
А также пирсовая зона с причалами и портовыми вооружениями,
арсенал, хранилища материальных ценностей и крупный военно-морской
госпиталь.
Увы, с развалом СССР начались проблемы – Вьетнам, осознав,
что того государства, которого уважал весь мир, больше нет,
потребовал пересмотра договора и введения платы за аренду базы.
Робкие попытки вьетнамцев остались без ответа, тем не менее, в 2001
году Российская Федерация отказалась от продления договора и начала
досрочный вывод контингента с территории Вьетнама. Последние
российские военнослужащие покинули Камрань в мае 2002 года.
Эпилог
Рассказ о семи военно-морских базах, ПМТО и стоянках кораблей
– просто НИЧТОЖНАЯ часть всей системы базирования советского
флота. Помимо объектов на территории Финляндии, Албании, Индонезии,
Вьетнама, Сейшельских островов и в районе Африканского рога, ВМФ
СССР успел «засветиться» во множестве других мест:
— ВМБ Сьенфуэгос и узел связи ВМФ «Прибой» в местечке Эль-Габриэль
(Куба);
— ВМБ Росток (ГДР);
— ВМБ Ходейда (Йемен);
— Александрия и Марса-Матрух (Египет);
— Триполи и Тобрук (Ливия);
— Луанда (Ангола);
— Конакри (Гвинея);
— Бизерта и Сфакс (Тунис);
— Тартус и Латакия (Сирия);
……………
Этот список столь невероятен, что звучит в сегодняшних реалиях, как
анекдот.
К настоящем моменту, у ВМФ России сохранилось лишь несколько
зарубежный объектов:
— 720-й ПМТО в г. Тартус (Сирия);
— 43-й узел связи ВМФ России «Вилейка» (Белоруссия). Обеспечивает
связь с атомными подлодками, несущими дежурство на просторах
Атлантического, Индийского и, частично, Тихого океанов.
— 338-й узел связи ВМФ России «Марево» (Киргизия), аналогичного
назначения.
— и, конечно, Главная база Черноморского флота – Севастополь
(бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья) с прилегающей
инфраструктурой и рядом объектов на Крымском полуострове.
Описание и иллюстрации ПМТО Камрань взяты из книги «17-я
оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота», Н.Ф.
Матюшин
некоторые фото — см. источник
=================================
У России может появиться возможность использовать авиационную базу
на территории Республики Кипр. Как пишет газета острова
«Филелефтерос», принципиальное согласие на это было достигнуто на
недавней встрече министров иностранных дел Кипра и России. Если
наши самолеты смогут использовать базу на Кипре, то значительно
увеличится эффективность кораблей ВМФ России в Средиземном море.
Только вопрос, есть ли у нашей страны ресурсы для присутствия в
разных частях света, остается открытым.
Предполагается, что договор об использовании кипрской авиабазы
«Андреас Папандреу» в Пафосе будет подписан в ходе визита
президента Кипра Никоса Анастасиадиса в Москву. Сроки пока
оговариваются.
Нахождение российских военных на Кипре, можно предполагать,
серьезно осложнит отношения между островным государством и Западом.
Тем более что на Кипре уже базируются военные Великобритании и
Германии. Но кризис в экономике заставляет остров идти на риск.
Кипр всегда считал себя частью западного мира. Но в момент кризиса
объединенная Европа фактически отказывалась помогать острову. А вот
наша страна предоставила ему весьма щедрые финансовые вливания. В
2011 году РФ предоставила Кипру кредит на сумму 2,5 млрд. евро. В
2013-м согласилась снизить по нему и без того низкую ставку с 4,5%
до 2,5% и увеличила сроки выплаты с 2016-го на 2022 год. Сейчас
обсуждается вопрос о предоставлении нового кредита, уже в 5 млрд.
евро.
Расплачиваться руководство Кипра решило предоставлением возможности
для усиления позиций России в мире. Видимо, на острове уловили
неоимперские амбиции Кремля и решили сыграть на них. Только хватит
ли у России ресурсов, чтобы воспользоваться имеющимися
возможностями.
В советское время в Средиземном море постоянно дежурила наша Пятая
эскадра. В достаточно непростых условиях. Многие государства
Средиземноморья – члены НАТО. Их корабли были прикрыты
авиацией. Наши же суда не имели такого хорошего прикрытия с воздуха
и ходили в недружественном окружении.
Сейчас в руководстве России заговорили о необходимости нашего
военного присутствия в Средиземном море. В первую очередь, речь
идет о кораблях. Авиационное прикрытие значительно увеличит их
боевую мощь.
Но, как говорит бывший командующий Пятой Средиземноморской эскадры
адмирал Валентин Селиванов, у нынешней России не осталось ни
кораблей, ни самолетов:
– Время существования Пятой Средиземноморской эскадры можно
разделить на два периода. Первый – это время президентства
Насера в Египте. Тогда мы использовали все аэродромы этой страны.
Там были наши самолеты, военные советники. Следующий президент
Садат закрыл все наши базы. Тогда мы в полной мере использовали
аэродром в ливийском Триполи и сирийском Тифоре. И оттуда к нашим
кораблям прилетали Ил-38 для противолодочных операций и ракетоносцы
Ту-16Р. И мы успешно отрабатывали боевые операции.
Как развалился Советский Союз, у нас и эскадра развалилась,
аэродромы перестали использовать. Если сейчас мы сможем открыть
авиабазу на Кипре, это будет позитивным моментом. Тем самым мы
покажем, что собираемся присутствовать в регионе. А для наших
летчиков не столь важно, где базироваться: на Кипре, в Ливии или в
Сирии.
«СП»: – Сейчас говорят о возрождении Средиземноморской
эскадры. Есть ли у нашей страны возможности для этого?
– Мы сможем возродить эскадру, если всей страной, всем
народом будем не на олигархов работать, а строить корабли. Тогда
лет через 15 эскадру можно будет восстановить. А пока говорить не о
чем. За 21 окаянный год существования России не построено ни одного
корабля, ни одной подводной лодки. Что еще дышит на флоте, осталось
с советского времени. Самый молодой корабль – это крейсер
«Москва», который всё время показывают. Раньше он назывался
«Слава», я на нем ходил на Мальту. Этому судну уже 31 год.
Остальным кораблям – 40-45 лет. Считайте, ровесники
«Авроры».
Чтобы создать эскадру, надо построить хотя бы 20 кораблей. Если мы
в год будем строить даже по два корабля, то сколько надо лет.
«СП»: – То есть речи нет о каком-то балансе сил с США и
НАТО?
– Ни о каком балансе говорить нельзя. Собственно, руководство
страны пока говорить не об эскадре, а о штабе эскадры. Это наберут
человек 20, посадят их в Севастополе, и они будут в бинокль
смотреть на памятник погибшим морякам.
В советское время эскадра в Средиземном море была сильнее, чем три
нынешних флота вместе взятые. В нее входило до сотни кораблей, под
водой было 15 подводных лодок. Если сейчас не оставить ни одного
корабля в порту и все послать в Средиземное море, то группировка
будет слабее советской эскадры.
А так, конечно, намерения у наших руководителей хорошие. Базу на
Кипре хорошо иметь. Но раньше была морская ракетоносная авиация, а
сейчас ее нет. А раньше было 4 авиационных дивизии трехполкового
состава. Были Ту-16, Ту-22. Были противолодочные самолеты Ил-38,
Ту-142. Сейчас только на Северном флоте, может, осталось два Ил-38,
и больше ничего нет.
Идея создать штаб – правильная. Но чему научатся люди в
штабе, подметая клешами бульвары Севастополя? Кораблей-то нет. Что
будет дальше? Вот Рогозин и другие деятели делают правильные
заявления. Но и Ельцин много чего обещал, а кораблей нет.
Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов
считает, что, несмотря на экономическую и технологическую
отсталость, у нашей страны есть возможность стать
сверхдержавой:
– Вопрос о создании российской авиационной базы на Кипре
имеет два аспекта: военный и политический. Местоположение Кипра
таково, что если расположить там наши Су, то можно будет
контролировать Средиземное море. Тем более, Россия долго не
присутствовала в регионе, и наиболее эффективные средства против
наших самолетов американцы убрали.
Политический аспект состоит в том, что США всё более активно
развязывают военные конфликты в других странах, используя различных
боевиков. Сложившиеся в государствах правящие кланы понимают
угрозу. Само по себе предложение о создании авиабазы говорит о
возвращении доверия к России. В течение многих лет наша страна
сдавала свои геополитические позиции, теряла союзников. В этой
ситуации дружить с России не очень-то и хотелось.
Сейчас национальные элиты начинают понимать происходящее в мире,
курс Америки на уничтожение национальных государств и выстраивание
мира с целью получения прибыли микроскопической группы.
«СП»: – Вряд ли США, Великобритания, другие страны НАТО будут
в восторге от появления нашей базы.
– Да, радоваться они не будут. Но сейчас Запад начал терпеть
поражение. Он уже проиграл в Сирии. Большинство мира будет на нашей
стороне.
«СП»: – Запад имеет явное преимущество перед Россией. У него
лучше техника, мощнее армия, более развитая экономика. Стоит ли
ссориться?
– Технологически мы уступаем. Но за нас большинство стран,
которые не заинтересованы в новом мировом порядке. Да и при всём
технологическом превосходстве, война в Ираке показала низкий боевой
дух американской армии. Потери менее одного процента приводят к
тому, что солдаты отказываются сражаться. Служащие за деньги
– это не защитники Брестской крепости и не десантная Шестая
рота.
К тому же, у нас будет много союзников. В том числе, в Европе и
США. Всё большее число простых людей начинают понимать суть
нынешнего миропорядка. Банкиры в своих интересах готовы на любые
действия. Но никто из нормальных людей не хочет кровавых
катастроф.
http://svpressa.ru/society/article/69950/
====================