Бедные или богатые?

Бедные или богатые?

Богатый и бедный живут под одним небом и говорят на одном языке,
но совершенно не понимают друг друга. Особенно, если богатый
нечестив, а бедный благочестив, или наоборот: бедный нечестив, а
богатый благочестив. Но если богатые и бедные равно нечестивы, то
справедливость, во-первых, невозможна, а во-вторых, не нужна.

Бедные или богатые?

Кто более показывает успехов в вере и благочестии, богатые или
бедные? Если по Писанию, то – бедные. Немудрое, немощное и
незнатное мира избрал Бог, чтобы посрамить мудрых, сильных и что-то
значащих (см. 1 Кор. 1:26-28). И еще сказано: «Не бедных ли мира
избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он
обещал любящим Его» (Иак. 2:5). Поэтому: «Послушайте вы, богатые:
плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас» (Иак.
5:1).

Так в Писании, но не всегда так в истории. Если народ темен и
безграмотен, а достаточного количества пастырей добрых и
проповедников неутомимых у него нет, то тогда веру надо искать в
среде людей, хоть как-то знакомых с книжным просвещением и
благолепным богослужением.

Веру, то есть, надо искать среди князей, начальников, вождей,
близких к епископским кафедрам, учащихся с детства. Так и было в
нашей истории, когда хранителями веры долго были благоверные
князья, а сама вера в первые столетия принадлежала более элите и
носителям власти, нежели всей народной массе.

Бедный может быть забит нуждой, ограничен в стремлениях,
неразвит, тогда как богатый пользуется широким кругом возможностей
для личностного роста. Но и наоборот: бедный может быть посреди
скромности и скудости благочестив, может искать Небесной жизни
вместо тяжкой земной, а богатый может увязнуть в удовольствиях, в
гордости и дойти до полного забвения о Боге Небесном
.

Жизнь во множестве предоставляет нам примеры как одного, таки
другого порядка. Но хуже всего, когда ни богатый, ни бедный не
знают Господа. Бывает так во времена, предшествующие жестоким и
справедливым карам.

Вот читаем у Иеремии: «Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите,
и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека,
нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим»
(Иер. 5:1).

Бедные или богатые?

Подобное нравственное искание было и среди «языческой неплодящей
церкви». Там Диоген зажигал среди дня светильник и говорил, что
ищет человека. «Вижу обжорливых медведей, похотливых жеребцов,
упрямых ослов и ядовитых змей, но никак не людей», — говорил
со временем и возмущенный Златоуст. Голос сей: «не найдете ли
человека?» — и сейчас актуален.

Далее пророк мыслит о том, с чего мы начали. Он понимает, что
благочестие богатых и бедных не одинаково. И сказал он сам в себе:
«Это, может быть, бедняки; они глупы, потому что не знают пути
Господня, закона Бога своего; пойду я к знатным и поговорю с ними,
ибо они знают путь Господень, закон Бога своего» (Иер. 5:4-5).

Ход мысли обусловлен обычаями народной жизни. Если неграмотный
простолюдин знал только то, что ему объяснит наставник, то богатые
читали сами и могли учиться постоянно. Цари, к примеру, с некоторых
времен обязывались переписать Тору собственноручно (!) и поучаться
в ней день и ночь. Но что увидел Иеремия?

Он пошел к знатным, но «и они все сокрушили ярмо, расторгли узы»
(Иер. 5:5), то есть свергли иго заповедей и живут по злому
самоволию. Вот это и есть нравственная картина, предшествующая
всенародному бедствию. Ни богатый, ни бедный не знают Господа,
как перед потопом
.

«Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть
ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно
непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13:2-3).

Мы ныне претерпеваем бурные наружные изменения, и нам мнится, что
жизнь меняется. Но происходят ли перемены внутри, там, куда зрит
Всевидящее и недреманное око? Может быть и так, что злое нутро
наше упорно отбрасывает саму возможность благой внутренней
перемены
, считая, что Богу и перемены внешних одежек должно
быть довольно. Если это так, то все мы – лицемеры и
оскорбители Всемогущего.

Богатый и бедный живут под одним небом и говорят на одном языке,
но совершенно не понимают друг друга. Особенно, если богатый
нечестив, а бедный благочестив, или наоборот: бедный нечестив, а
богатый благочестив
.

Но горе в квадрате, если нечестивы оба. Тогда народ обречен, и в
обречении своем похож на виноградник после уборки: «ни одной ягоды
для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя». Это слова
пророка Михея, вздыхавшего: «Не стало милосердных на земле, нет
правдивых между людьми. Лучший из них – как терн, и
справедливый – хуже колючей изгороди» (Мих. 7:1,4).

Нас по-прежнему жарче всего интересуют вопросы имущественного
неравенства. Бедные раздраженно вопят, богатые хитро отмалчиваются,
а на повестке дня – вопрос о справедливом распределении
средств и прибылей. Но если богатые и бедные равно нечестивы, то
справедливость, во-первых, невозможна, а во-вторых, не
нужна
.

Она невозможна, поскольку люди, любящие только свою выгоду и грех,
не способны думать ни о ком, кроме себя. А не нужна, поскольку
справедливое царство хищных животных вряд ли является идеальным
устроением человеческого общежития.

Давайте подумаем об этом, братья и сестры. А потом походим по
улицам Иерусалима (Москвы, Челябинска, Питера, Кельна…),
посмотрим, разведаем и поищем. Может, найдем человека? Может,
Господь пощадит?