Синергия

Синергия
Бог спасает нас не без нас

Синергия

Синергия (соработничество) (греч. synergos — вместе
действующий) — совместное усилие человека и Бога в деле
спасения.

Святые отцы употребляя это понятие, говорят, что мы не можем
спастись без Божией благодати
(подается она только тому, кто
поступает по воле Божией). Бог же почтил нас свободой воли и не
спасает нас насильно
.

Человек не в состоянии собственными силами победить страстную
природу своей души, повреждённой первородным грехом, не может сам
изменить и исцелить себя и добиться спасения. Священное
Писание
говорит:

Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же
может спастись?
А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все
возможно
(Мф.19, 25-26),

Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может
спастись?
Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не
Богу, ибо все возможно Богу
( Мк.10, 26-27),

Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу
(Лк.18, 26-27).

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит:

«Как наше человеческое естество выходит на свет мира при частным
проклятию Адамову, так оно выходит и на свет Царства Божиего (из
купели Крещения) причастным благословению Иисуса Христа. И если оно
не приобщится к Божественному естеству Христову, если не примет
благодати Святого Духа, не может ни подумать, ни сделать что-либо
достойное Царствия Божия, не может исполнить ни одной заповеди,
данной нам Христом (чтобы быть сынами Царствия), потому что Христос
совершает все во всех, призывающих Его святое Имя».

То есть, с одной стороны, спасение человека возможно только Божией
благодатью. Нужно, чтобы на его душу, по слову святого Макария
Великого
, упала «роса Божественной жизни».

«Вера во Христа, вернее, начальное осознание Иисуса Христа
Спасителем мира и личностное отношение к Нему как к Богу дается
человеку Богом. Это так называемая «призывающая благодать», которая
вселяет семя веры в сердце человека и служит начальным импульсом,
побуждающим человека к жизни по Евангелию» (священник Димитрий
Выдумкин).

Святитель Феофан Затворник так описывает действие Божией
благодати, призывающей и спасающей человека:

«Мы сказали, что грешник есть то же, что человек, погруженный в
глубокий сон. Как крепко спящий, какая бы ни приблизилась
опасность, не проснется сам и не встанет, если не подойдет кто
сторонний и не разбудит его, – так и тот, кто погружен в
греховный сон, не опомнится и не встанет, если не придет к нему на
помощь Божественная благодать. По беспредельному милосердию Божию,
она и готова для всех, всех обходит и всякому внятно взывает:
востани, спяй, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос (Еф. 5,
14).

Такое сравнение грешников с спящими дает точки для всестороннего
рассмотрения обращения их к Богу. Именно: спящий пробуждается,
встает, собирается идти на дело. И грешник, обращающийся и
кающийся, возбуждается от греховного усыпления, доходит до
решимости измениться (встает) и, наконец, облекается силою на новую
жизнь в Таинствах покаяния и причащения (готов на дело). В притче о
блудном сыне эти моменты указаны так: в себе пришед –
опомнился; восстав иду – решился оставить прежнюю жизнь; и
востав иде; причем он говорит отцу: согреших – покаяние, а
отец облекает его в одежды (оправдание и разрешение от грехов) и
уготовляет ему трапезу (святое причащение) (Лк. 15, 11-32).

Таким образом, в обращении грешников к Богу есть три момента:
1. возбуждение от греховного сна;
2. восход до решимости оставить грех и посвятить себя
богоугождению;
3. облечение силою свыше на дело сие в Таинствах покаяния и
причащения».

С другой стороны, без усилий человека спасение его также
невозможно
. Бог не принуждает человека, его спасение может быть
лишь результатом решения его свободной воли и действий в
соответствии с этой волей. Бог, оживляя душу человека призывающей
благодатью, ожидает от него твердой решимости обрести спасение и,
видя его волевое предначинание, довершает его Своею благодатью.
Чтобы быть возрожденным благодатию, человек должен сам
содействовать своему возрождению. Это и есть синергия. Только
совместное усилие Бога и человека ведёт ко спасению.

О необходимости подвига, усилия со стороны человека для спасения
многократно говорится в Священном Писании.

Сам Господь говорит: «Царство Небесное силою берется, и
употребляющие усилие, восхищают его
» (Мф. 11, 12).

О синергии Божественной благодати и человеческих усилий говорит
апостол Павел:
«Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог
производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению»
(Флп. 2, 12-13). Если таких усилий со стороны человека нет, то
благодать не принесет плода и может оказаться «тщетной».

Апостол Павел увещевает коринфян: «Умоляем вас, чтобы
благодать Божия не тщетно была принята вами» (2 Кор. 6, 1). Об этом
же говорит апостол и в 1 Кор. (15, 10): «Благодать Его во мне не
была тщетна, но я более всех их потрудился: не я впрочем, а
благодать Божия, которая со мною».

У апостола Петра также читаем: «Как от Божественной силы Его
даровано нам все потребное для жизни и благочестия, …то вы,
прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель» (2
Пет. 1, 3—5), т. е. несмотря на то, что вся полнота даров в
Церкви нам сообщена, мы должны прилагать все старание для того,
чтобы иметь возможность ими воспользоваться.

Если, уверовав, человек начинает содействовать Богу в своём
спасении, то благодать Божия совершает в человеке спасение
многоразличными действиями.

Апостол Павел говорит: «Я и тружусь и подвизаюсь силою Бога,
действующего во мне могущественно» (Кол. 1, 29). «Как Его
соработники, мы и призываем вас не тщетно принять благодать Божию»
(2 Кор. 6, 1). Апостол Иаков утверждает: «Вера без дел мертва»
(Иак. 2, 20, 26).

Преп. Макарий Великий говорит:

«человек по природе имеет предначинание, и его-то взыскует Бог. И
поэтому, повелевает, чтобы человек сперва понял, поняв возлюбил, и
предначал волею. А чтобы мысль привести в действие, или
перенести труд, или совершить дело, — сие благодать Господня
дает возжелавшему и уверовавшему. Посему, воля человеческая есть
как бы существенное условие. Если нет воли; сам Бог ничего не
делает, хотя и может по свободе Своей. Посему, совершение дела
Духом зависит от воли человека
«.

По учению св. Макария Великого, созидая нового человека,
благодать действует таинственно и постепенно:

«Божественная благодать, которая в одно мгновение может очистить
человека и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно,
чтобы испытать человеческое произволение».

— Благодать испытывает человеческое произволение, сохраняет ли он
всецелую любовь к Богу, замечая в нем согласие со своими
действиями. Если в духовном подвиге душа оказывается благоискусной,
ничем не огорчая и не оскорбляя благодать, то она проникает «до
глубочайших ее составов и помышлений», пока вся душа не будет
объята благодатью.

Чтобы облегчить понимание этого чуда, святой Макарий Великий
сравнивает сотрудничество Бога и человека с отношениями матери и
младенца:

«Как младенец не умеет сам себе помочь или позаботиться о себе, и
смотрит только на матерь, и плачет, пока сжалившись не возьмет его:
так верные души надеются всегда на единаго Господа, Ему восписывая
всякую правду.
…Хотя младенец ничего не в силах делать, или не может на
своих ногах идти к матери, однако же он, ища матери, движется,
кричит, плачет. И матерь сжаливается над ним; она рада, что дитя с
усилием и воплем ищет ее. И поелику младенец не может идти к ней;
то сама матерь, преодолеваемая любовию к младенцу, за долгое его
искание, подходит к нему и с великою нежностью берет, ласкает и
кормит его. Тоже делает и человеколюбивый Бог с душою, которая
приходит и взыскует Его. Но гораздо еще более, побуждаемый
свойственною Ему любовию и собственною Своею благостью,
прилепляется Он к разумению души, и, по Апостольскому слову,
делается с нею един Дух (1 Кор. 6, 7). Ибо когда душа прилепляется
ко Господу, и Господь, милуя и любя ее, приходит и прилепляется к
ней, и разумение ее непрестанно уже пребывает в благодати
Господней, тогда душа и Господь делаются единый дух, единое
срастворение, единый ум».

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет:

«Мы всегда должны быть твердо уверены, что никак не можем
достигнуть совершенства своими трудами и подвигами, хотя бы со всею
неутомимостью упражнялись во всякой добродетели. Одни человеческие
усилия не могут иметь такой цены и силы, чтобы возводить на высоту
святости и блаженства, если Сам Господь не будет притом
содействовать нам и направлять сердце наше к тому, что для нас
полезно. … Как же неразумно, даже святотатственно,
присваивать какие-нибудь добрые дела своим усилиям, а не благодати
и содействию Божию, когда Господне изречение свидетельствует, что
без Его содействия никто не может приносить духовных плодов.

Веруем потому, что как начало благого расположения полагается в нас
особым внушением Божиим, так равно совершение добродетелей подается
Им же; наше же дело с большею или меньшею готовностью покоряться
внушению Божию и принимать Его помощь. …в деле спасения
нашего участвует и благодать Божия и свободное произволение наше, и
что человек, хотя может иногда желать добродетели, но чтобы
исполнить желания сии, всегда нуждается в помощи Божией; подобно
как для больного недостаточно одного желания быть здоровым, но
нужно, чтобы податель жизни — Бог дал силы к восстановлению
здоровья. Чтобы совершенно увериться в том, что и от природной
способности, данной милосердым Творцом, возникающие добрые желания
можно исполнить только при помощи Божией, для того довольно
вспомнить слова Апостола: еже хотети, прилежит ми, а еже содеяти
доброе, не обретаю (Рим. 7, 18).
Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону так
однако, что и от нас требует или ожидает соответственных усилий.
… Бог многоразличными и непостижимыми способами устрояет
спасение наше… всюду производит все — возбуждая, содействуя
и утверждая, — но без нарушения данной Им же свободы».

Св. Феодор Едесский:

Никто из нас собственными силами не может избежать обходов и козней
лукавого; но — только непобедимою силою Христовою. Потому
опасно заблуждаться, мечтая силою воли своею упразднить грех,
упраздняемый одною благодатию Божией. И опять никакой не будет
пользы от помощи свыше, если не будет собственного усилия.

Св. Иоанн Тобольский говорит, что для спасения помощь Божия
и желание человека должны совпадать:

«Никакое старание и усердие наше не может сохранить нас без помощи
Божией; но и помощь Божия без человеческаго желания (воли) не
принесет пользы: примеры тому видим в Петре и Иуде. Нам следует
избегать односторонностей: мы не должны оставаться в лености,
возложивши все на Бога, а равно не должны думать мы, что сами
собою, без Божией помощи и Его благоволения, можем совершить
что-либо доброе. Ибо и Сам Бог всего не совершает, чтобы не
оставить нас праздными, и нам не предоставил все вершить, чтобы мы
не превозносились тщеславно: от всего, что может вредить нам, Бог
отводит нас, а что для нас полезно, к тому Он побуждает нас и
помогает нам».

Святитель Григорий Нисский пишет:

«Тогда (в грехопадении праотцев) мы за преслушание изгнаны из рая,
теперь же верою вселяемся в рай. …нельзя быть участником в
благах иначе, как если вера во Христа даст вожделенное».

Св. Кирилл Иерусалимский:

«Человек не восприял бы насильно навязанной ему святости и остался
бы прежним. Поэтому, хотя благодать Божия делает весьма много в
спасении человека, хотя можно все приписать ей, однако она «также
нуждается в верующем, как писчая трость или стрела в
действующем».

Преп. Исидор Пелусиот:

«Не насилием и самоуправством, но убеждением и добродушием
уготовляется спасение человека. Посему всякий полновластен в
собственном спасении».

Св. Иоанн Златоуст говорит:

«Бог никогда никого не приводит к Себе понуждением и насилием. Он
хочет, чтобы спаслись все, но никого не неволит».

Св. Кирилл Иерусалимский:

«Дело Бога — предложить Свою благодать, дело человека — принять и
хранить эту благодать».

«Подвигоположник, — говорит преп. Ефрем Сирин, — всегда
готов подать тебе Свою десницу, и восставить тебя от падения. Ибо,
как скоро ты первый протянешь к Нему руку, Он подаст тебе десницу
Свою, чтобы восставить тебя». А эта решимость принять благодатную
помощь необходимо предполагает, что и в последующий момент, в
момент самого воздействия благодати, человек не остается праздным,
не ощущает только свое спасение, но «действующей в нем благодати
содействует». Всякое добро, совершающееся в человеке, всякий его
нравственный рост, всякий перелом, происходящий в его душе,
необходимо совершаются не вне сознания и свободы, так что не другой
кто-нибудь, а «сам человек изменяет себя, из ветхого превращаясь в
нового».

«Я, — говорит ещё преп. Ефрем Сирин, — спасся от множества долгов,
от легиона грехов, от тяжких уз неправды и от сетей греха, спасся
от лукавых дел, от тайных беззаконий, от скверны растления, от
мерзости заблуждений. Восстал я из этой тины, изник из этого рва,
вышел из этой тьмы; уврачуй же, Господи, по неложному обетованию
Твоему, все немощи, какие видишь во мне».

Св. Феофан Затворник пишет:

«Спасение души — главное. Но спасает души Спаситель, а не
мы
. Мы только веру свою, свою Ему преданность свидетельствуем,
а Он уже по мере нашего прилепления к Нему, подает нам все нужное
ко спасению. Не думайте трудами что заслужить, заслуживайте вы
верою, сокрушением и преданностию себя Богу. Делайте побольше
добра, помогайте нуждающимся».

Святые отцы пишут, что наше в деле спасения — лишь благое
произволение, остальное же — дело помощи нам Божией
благодати
.

Ответы преп. Варсануфия Великого и Иоанна:

Вопрос 770. Один христолюбивый муж вопросил того же старца: «Бог
сотворил человека свободным, и Сам же говорит: без Меня не можете
делать ничего (Ин. 15, 5). Спрашиваю: как согласить свободу с тем,
что без Бога ничего нельзя сделать?»

Ответ. Бог сотворил человека свободным, дабы он мог склоняться
ко благому; склоняясь же к нему произволением своим, он не в
состоянии бывает совершить благого без помощи Божией
, ибо
написано: помилование зависит не от желающего и не от
подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9, 16).

Преп. Макарий Великий:

Если не обленимся и не дадим у себя пажитей бесчинным порочным
помыслам, но волей своей привлечем ум, понуждая помыслы устремиться
к Господу, то, без сомнения, Господь Своею волею придет к нам, и
действительно соберет нас к Себе, потому что все благоугождение и
служение зависит от помышлений. Поэтому старайся угождать Господу,
всегда ожидая Его внутренне, ища Его в помышлениях, побуждая и
принуждая волю свою и произволение свое к Нему непрестанно
устремляться. Ибо в какой мере собираешь ты ум свой к исканию
Его, в такой и еще в большей мере понуждается Он собственным Своим
благоутробием и благостью Своей прийти к тебе и упокоить тебя
.
Стоит Он и рассматривает твой ум, помышления и движения мыслей,
взирает, как ищешь Его, от всей ли души твоей, не с лепостию ли, не
с нерадением ли.

Епископ Каллист (Уэр):

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит
дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Откр. 3,
20). Бог стучит, но ждет, пока мы сами отворим дверь: Он не
взламывает ее. Божья благодать всех зовет, но никого не
принуждает».

В каждом христианине происходит восполнение человеческих усилий
Божественной помощью, по выражению св. Иустина Поповича,
человеческая свобода срастворяется и объединяется с благодатью.

Еп. Александр (Милеант):

«Бог обновляет наши души, лечит струпья наших страстей, просвещает
разум, умиротворяет сердце, дает нам духовные силы, ведет нас за
руку и помогает на каждом шагу. Но Он не может, не нарушая нашей
свободы, сделать нас добродетельными. Здесь необходимы наше желание
и старание. Разъяснению этой темы и посвящено все Писание Нового
Завета».

В.Н. Лосский:

Путь спасения начинается и длится там, где происходит встреча Бога
и человека, добровольное соединение их творческих действий. Святые
отцы говорят «о соработничестве, о синергии двух воль, божественной
и человеческой, о согласии, в котором благодать все более и более
раскрывается, оказывается присвоенной, «стяженной» человеческой
личностью. Благодать – это присутствие в нас Бога, и оно
требует с нашей стороны непрестанных усилий. Однако ни эти усилия
ни в чем не определяют самой благодати, ни благодать не влияет на
нашу свободу в качестве какой-то посторонней силы.