победного конца только потому,
что злодейство проходило под красивыми лозунгами о свободе?
А сколько еще будет? Неисчислимое множество.
Слишком удобная ширма – свобода. Вот ею и пользуются все
подряд.
1-е Послание апостола Петра… Посмотрим внимательно, кому
пишет святой Петр? «Пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии,
Каппадокии, Асии и Вифинии» (1 Пет. 1: 1). Перечислены места, где
были основаны многолюдные христианские Церкви. Основаны не Петром,
а Павлом.
Святой апостол Петр
О перечисленных общинах по-отечески заботился апостол Павел.
Поэтому среди книг Нового Завета мы читаем Павловы Послания к
галатам, к ефесянам (Ефес находился в упомянутой Асии). Апостол
Павел и в посланиях из тюрьмы наставлял свою паству, переживал за
нее. И вот наступил момент, когда Павла больше нет с ефесянами, с
галатами… Он принял мученический венец в Риме – за
проповедь о Христе. Его паства тяжко печалилась, потеряв
духоносного наставника. Паству смущали речистые завистники
апостола, которые доказывали, что Павел не вполне правильно учил,
да по большому счету и не апостол он.
Во время этих искушений паству апостола Павла очень поддержал
апостол Петр. Он подтвердил апостольское достоинство Павла и то,
что учение Павла – от Христа. Святой Петр укрепил сердца
людей, напомнил, что за страданиями Христовыми последовала слава
(см.: 1 Пет. 1: 11). Сходным образом будет и с каждым христианином:
с апостолом Павлом и с теми, кто ему поверил. Сначала скорбь, а
потом радость (см.: 1 Пет. 1: 6). Господь всегда дает мученикам и
исповедникам войти в небесную радость. Так апостол Петр утешил
своих братьев во Христе.
И слова утешения они получили из того самого города, где пострадал
за Евангелие Павел. На ветхозаветном языке апостол Петр обозначил
этот город как Вавилон (см.: 1 Пет. 5: 13). Для знакомых с Писанием
название – хорошо известное. Столица древней империи, место
пленения народа Божия, территория страданий, откуда был совершен
«второй исход» в Землю Обетованную. А задолго до того на земле
Вавилона богоборческий порыв воздвигал пресловутую башню. Господь
не позволил ей вырасти «до неба», Он смешал языки строителей башни.
Строители перестали понимать друг друга, и амбициозный проект
обвалился.
Во дни апостола Петра был свой Вавилон. Имперский Рим тоже затевал
грандиозные проекты, там тоже смешивались все языки, смешивались и
все религии. Нашлись среди жителей Римской империи «креативные»
граждане, смешали и Евангелие с язычеством. Им понравилась в
Евангелии весть о том, что Господь освободил нас. Они к этому
добавили свою трактовку свободы: «Всё мне позволительно». На что
апостол Павел возразил: «Но не все полезно… ничто не должно
обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Грешить мне не полезно. Как
свободный человек и христианин, я не могу позволить греху
возобладать надо мной, поработить меня, погубить меня.
***
Нам до боли знакома древняя и весьма популярная в наши дни
полуязыческая трактовка свободы: «Полная свобода – это когда
всё позволено».
Против языческой вседозволенности выступали апостолы Павел и Петр.
Обращаясь к христианам, апостол Петр напоминает им, что они –
«свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как
рабы Божии» (1 Пет. 2: 16). Свободные!
Сколько же злодеяний затеяно и доведено до победного конца только
потому, что злодейство проходило под красивыми лозунгами о свободе?
А сколько еще будет? Неисчислимое множество. Слишком удобная ширма
– свобода. Вот ей и пользуются все подряд. Итак, свобода не
может быть прикрытием зла, но что тогда?
Что такое свобода подлинная? О ней пишет боговдохновенный Петр: она
делает людей свободными… рабами Божиими.
Убиение святого апостола Павла
Вот и затронута любимая тема радикальных критиков Православия: «Ваш
Бог вас порабощает, вы Его рабы. Христианство – религия
рабов». Что ж, с техниками порабощения человечество прекрасно
знакомо. За последние 200 лет были популярны техники порабощения по
формуле: «Свобода! Равенство! Братство!» Через свободу к
тоталитарному рабству вели людей вожди-поработители. Сам
поработитель наслаждался свободой слова без ограничений, высказывал
на свой вкус то одни идеи, то прямо противоположные. А вот
подданные не смели и голоса подать против очередных социальных
проектов своего вождя, им сызмальства внушали: свобода – это
осознанная необходимость. А начиналась новая жизнь под диктат
«Большого Брата» с того, что людей «покупали» на красивые слова о
свободе.
С христианством всё было по-другому. Апостол Петр напоминал
собратьям: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной
жизни… но драгоценною Кровию Христа» (1 Пет. 1:
18–19). Христос выкупил людей из рабства суетной жизни. Не
золотом и уж тем более не красивыми словами, не заманчивыми
политическими программами, а Своей Кровью, ценой Своей жизни. Какой
диктатор в какие века закрепощал народ ценой своей жизни,
сознательно идя на верную смерть? Ни один, никогда такого не было.
И не будет. Дорываясь до власти, некоторые диктаторы шли на
серьезный риск, но на верную смерть – никогда. Все
поработители слишком эгоистичны, самопожертвования от них не
дождешься. Христос не был поработителем, и Его апостолы не были.
Святые Петр и Павел отдали свои жизни за проповедь людям о
Спасителе. Порабощение здесь ни при чем.
Христианство – не религия рабов, не религия людей, начисто
лишенных человеческого достоинства. Свободные… рабы Божии
– это люди, освобожденные Богом. От чего? От настоящего
рабства, которое, кстати сказать, часто и не замечается. От какого
рабства? От горького рабства греху, от рабского служения
страстям.
Господь Иисус Христос освободил людей: «Он грехи наши Сам вознес
телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для
правды (греч.: ти дикеосини зисомен): ранами Его вы исцелились» (1
Пет. 2: 24). Грехи противоестественны, они убивают человека.
Спаситель избавляет народ от сковавших нас грехов.
Ценой Его смертных страданий люди исцеляются от страстей, Его
праведностью они живут. Человечеству открываются новые горизонты
– свободной жизни с Богом. Верные свидетели этой подаренной
свыше жизни – первоверховные апостолы Петр и Павел.
Диакон Павел Сержантов
12 июля 2013 года