
И большевизм, и сам марксизм-ленинизм как учение обрели свои
идейные формы 110 лет назад на II съезде РСДРП
БОЛЕЕ ЧЕМ СИМВОЛИЧНО, что нынешний, 2013 год является дважды
юбилейным для коммунистов России и всех тех, кто разделяет их идеи.
Совсем недавно исполнилось 115 лет со дня основания Российской
социал-демократической рабочей партии (РСДРП) — первой в
истории нашей страны политической организации, объявившей о том,
что она строит свою работу на принципах марксизма. И вот сегодня мы
находимся в преддверии ещё более значительного события —
110-й годовщины II съезда РСДРП, ознаменовавшегося появлением на
мировой политической арене партии нового типа.

И большевизм, и сам марксизм-ленинизм как учение обрели свои
идейные формы 110 лет назад на II съезде РСДРП
БОЛЕЕ ЧЕМ СИМВОЛИЧНО, что нынешний, 2013 год является дважды
юбилейным для коммунистов России и всех тех, кто разделяет их идеи.
Совсем недавно исполнилось 115 лет со дня основания Российской
социал-демократической рабочей партии (РСДРП) — первой в
истории нашей страны политической организации, объявившей о том,
что она строит свою работу на принципах марксизма. И вот сегодня мы
находимся в преддверии ещё более значительного события —
110-й годовщины II съезда РСДРП, ознаменовавшегося появлением на
мировой политической арене партии нового типа.
Партии, которая изначально не собиралась, в отличие от
социал-демократов европейских государств, «улучшать» существующий
капиталистический порядок (чем эта братия пытается заниматься по
сей день — от шведских и немецких социал-демократов до
«Справедливой России» Миронова—Левичева), а была решительно
настроена заменить его. Каким путём это сделать, было совершенно
понятно В.И. Ленину и его соратникам, выходившим на съезд со своим
проектом программы партии. «Только опираясь на теорию
революционного марксизма, — писал Ленин незадолго до II
съезда, — можем мы слить наше революционное движение с
рабочим движением».
Но что делать, если рабочее движение «буксует», так сказать, не
успевает за революционной мыслью, находясь в плену ложных иллюзий о
«бурном экономическом росте», якобы происходящем вокруг? Кстати, не
с подобным ли явлением сталкиваются российские коммунисты сегодня,
когда взлетевшие до безобразия цены на нефть и газ плюс политика
социального подкупа, блестяще освоенная властями, создают иллюзию
«нормальной жизни» для современных российских рабочих? Имеются в
виду, конечно, рабочие тех предприятий, которые ещё существуют
после 20-летнего «демократического» эксперимента над страной,
людьми и экономикой…
Так вот, на рубеже XIX—XX веков в царской России складывалась
ситуация, в чём-то похожая на Россию сегодняшнюю. «В настоящее
время мы переживаем, — писал В.И. Ленин ещё задолго до начала
работы II съезда, — тот период капиталистического цикла,
когда промышленность «процветает», торговля идёт бойко, фабрики
работают вовсю и, как грибы после дождя, появляются бесчисленные
новые предприятия, акционерные общества и т.д.».
Да, это тот самый фон якобы экономического «бума», который в наши
дни разного рода недобитые сторонники монархии вообще и поклонники
Николая II — в частности, используют в средствах массовой
информации, чтобы вбить в головы окончательно растерявшихся наших
сограждан мысль о «невероятных успехах Российской империи». Она,
оказывается, была чуть ли не «впереди планеты всей»! Но вся наглая
лживость подобных утверждений разбивается элементарными фактами и
цифрами. Так, по данным специалистов Кембриджского университета
(заметьте, не коммунистических Пекинского или, к примеру,
Гаванского!), в течение последней трети XIX — начале XX века
социально-экономическое отставание царской России от её основных
западных конкурентов не только не удалось преодолеть —
напротив, оно всё больше нарастало. К примеру, если подушевой
национальный доход (в постоянных ценах) в 1861 году — в
начале реформ Александра II — в России отставал от
аналогичного показателя в США в 6,3 раза, в Великобритании —
в 4,5 раза, в Германии — в 2,5 раза, во Франции — в 2,1
раза, то в 1913 году — накануне Первой мировой войны —
эта разница увеличилась соответственно до 8,7 раза, 4,9 раза, 3,1
раза и 2,5 раза. Да и то, российский экономический рост был не
постоянным, это был никакой не «бум», а по сути всего лишь всплески
развития от одного кризиса к другому.
Вот тебе, бабушка, и «достижения царской России»! Поэтому нет
ничего удивительного, пишет российский экономист профессор Иван
Маевский, что в начавшейся годом позже мировой войне Россия
Романовых потерпела сокрушительное поражение.
Вернёмся, однако, к ситуации, складывавшейся накануне II съезда
РСДРП. Именно творческое применение теории марксизма помогло В.И.
Ленину сделать важнейший практический вывод относительно уже скорых
перспектив рабочего движения в России, которое как раз и предстояло
возглавить революционерам-марксистам. Итак, «гигантские успехи
русского капитализма», говорите вы? — спрашивал Ленин своих
оппонентов. И тут же отвечал: не надо быть пророком, чтобы
предсказать неизбежность краха, который должен последовать за этим
«процветанием» промышленности. И далее: «Такой крах разорит массу
мелких хозяйчиков, бросит массы рабочих в ряды безработных и
поставит, таким образом, перед всеми рабочими массами в острой
форме вопросы социализма…»
Но для того, чтобы возглавить рабочие массы, сама партия не только
организационно, но — главное! — идеологически должна
быть готова к этому. Оттого-то и был столь высок накал борьбы, что
развернулась уже на самом II съезде. Обычно в советских школах и
вузах учителя и преподаватели, рассказывая об этом ученикам и
студентам, часто делали акцент на знаменитом пункте устава о
членстве в партии, подход к которому был принципиально различным у
В.И. Ленина и одного из лидеров противостоявшей ему группы Ю.О.
Мартова. Напомним, что типично социал-демократическая позиция
последнего сводилась к обусловливанию членства в партии «регулярным
личным содействием», в то время как ленинская формулировка чётко
предполагала «личное участие в одной из партийных организаций».
Согласитесь, разница принципиальная, и она-то отражала всю глубину
различий между революционной партией и социал-демократическими
реформистскими партиями, действовавшими к тому времени в
Европе.

Конечно, идейная борьба на съезде шла далеко не только вокруг
вопроса о членстве, просто он как бы лежал на поверхности
развернувшихся горячих дискуссий и оттого вошёл во все учебники. На
самом деле ленинский проект программы РСДРП по всем коренным
положениям отличался от духа и буквы реформистских партий. Он
состоял из двух частей: программы-минимум (совершение
буржуазно-демократической революции с целью свержения самодержавия
и установления демократической республики) и программы-максимум
(переход к социализму). И, когда большинство делегатов съезда пошли
за Лениным и его соратниками, стало понятно, что впервые в истории
международного рабочего движения после смерти К. Маркса и Ф.
Энгельса принята по-настоящему революционная программа пролетарской
партии. Именно тогда от простого, казалось бы, слова «большинство»
родились понятия «большевизм» и «большевики», которым вскоре
суждено было стать синонимами крутого поворота всей мировой
истории.
Впоследствии В.И. Ленин подчёркивал: «Большевизм существует, как
течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года».
И.В. Сталин в статье «Ленин, как организатор и вождь РКП»,
опубликованной в «Правде» 23 апреля 1920 года к 50-летию вождя
мирового пролетариата, подчёркивал: большевиков-ленинцев отличает
то, что они переносят центр тяжести в понимании марксизма с
простого познания «на его проведение, на его претворение в жизнь».
Именно таким претворением в практическую жизнь положений марксизма
посвящена вся деятельность и В.И. Ленина, и И.В. Сталина.
II съезд РСДРП проходил в переломный момент истории. Капитализм уже
вступил в свою империалистическую стадию, приближалось время
больших войн за передел мира и больших революционных потрясений.
Соединить эту наступающую, с быстрой сменой событий, реальность с
постулатами марксизма мог только поистине гениальный человек,
открывавший новые горизонты в марксистской теории. Именно поэтому
не будет преувеличением сказать, что не только большевизм, но и сам
марксизм-ленинизм как целостная научная система философских,
экономических и общественно-политических взглядов, наука познания и
революционного преобразования мира возникает именно в июльские дни
1903 года. Понятно, что своё официальное название он получает
только после смерти В.И. Ленина: по причине всем известной
скромности вождь партии большевиков просто не потерпел бы подобного
термина.
Важно другое: уже через полтора года, в январе 1905-го, события в
России, переросшие из рабочих протестов в Петербурге в Первую
русскую революцию, полностью подтвердили ленинский прогноз о
политическом прозрении рабочих масс. «Выступления масс во время
революции 1905 года подтвердили нашу программу», — напишет
сам Ленин спустя несколько лет. И это будет лишь началом.
И сегодня, когда вся шаткая «стабильность» России зиждется, по сути
дела, лишь на сырьевом экспорте, когда события могут начать
разворачиваться в любую сторону, наследники большевистской партии
не должны забывать ленинских и сталинских заветов о претворении в
жизнь положений марксизма. Они не только не утратили своей
актуальности, но, напротив, постоянно её подтверждают самим ходом
жизни вокруг нас.