Администрация заставляет гнать брак

Администрация заставляет гнать брак

ЛАВИНА БРАКА в тормозной системе вагонов поступает в
метрополитены страны с подмосковного завода «Метровагонмаш», с
недавних пор единственного российского производителя подвижного
состава для метро. Ставить бракованные комплектующие, несмотря на
нарушение технологии и серьёзную деформацию деталей, рабочих завода
вынуждают администрация и цеховое начальство. В ответ на попытки
работников и их независимого профсоюза «Защита» добиться выпуска
качественной продукции и обеспечения безопасности пассажиров
метрополитена руководство «Метровагонмаша» подвергает борющихся
рабочих репрессиям и угрожает увольнением профсоюзным
активистам.

Администрация заставляет гнать брак

ЛАВИНА БРАКА в тормозной системе вагонов поступает в
метрополитены страны с подмосковного завода «Метровагонмаш», с
недавних пор единственного российского производителя подвижного
состава для метро. Ставить бракованные комплектующие, несмотря на
нарушение технологии и серьёзную деформацию деталей, рабочих завода
вынуждают администрация и цеховое начальство. В ответ на попытки
работников и их независимого профсоюза «Защита» добиться выпуска
качественной продукции и обеспечения безопасности пассажиров
метрополитена руководство «Метровагонмаша» подвергает борющихся
рабочих репрессиям и угрожает увольнением профсоюзным
активистам.

28 июня нынешнего года действующий на заводе независимый профсоюз
«Защита», входящий в Конфедерацию труда России, обратился к
генеральному директору ОАО «Метровагонмаш» и ЗАО «Трансмашхолдинг»
— крупнейшей корпорации транспортного машиностроения,
владеющей заводом, Андрею Андрееву с требованием прекратить выпуск
бракованных вагонов метро. Например, начальство цеха № 17 не первый
год принуждает рабочих участка пневматики ставить бракованные
детали в узлы тормозной системы вагонов метро серий ЁЖ 714, ЁЖ
717.5 и 717. 6. Работники пытаются сами исправлять некачественные
комплектующие, ищут пригодные детали, но количество брака
продолжает расти. Например, из-за отсутствия годных деталей
приходится вручную, несмотря на отсутствие резьбы и разницу в
диаметрах, стыковать важнейшие детали, из-за чего может сорваться
резьба соединения, нарушается структурная целостность тормозной
системы, возникают трещины и напряжения, делающие вагоны
потенциально опасными.

И этот пример не единичен. Доходит до абсурда, когда рабочие этого
же участка пытаются молотками и кувалдами исправлять брак. Несмотря
на то, что характер работы и интенсивность труда работников
изменились в результате появления большого количества брака,
сменные задания на эти виды работ не оформляют и не выплачивают
компенсации за тяжёлый характер труда. А ведь наличие брака
установил лично начальник цеха № 17 Алексей Игнатенко, однако
ситуация в лучшую сторону не меняется, даже несмотря на угрозу
уголовной ответственности. Начальник же цехового отдела контроля
качества Владимир Шилов вообще отказывается разговаривать с
рабочими и представителями профсоюза «Защита».

Между тем в цехе № 17 самая низкая оплата труда по заводу и по
сравнению с другими цехами при выполнении одинаковых работ.
Например, в июне необоснованно были снижены расценки, изменения не
доведены до трудящихся, в результате рабочие участка пневматики
потеряли более одной трети своей зарплаты.

— Мы долго терпели брак, бесплатный труд, ждали диалога с
работодателем, — рассказывает председатель заводского
профкома МОРП «Защита» Вячеслав Бабочкин. — Наш профсоюз
прошёл все инстанции. После обращения к гендиректору показалось,
что вот-вот ситуация начнёт меняться. Мы составили карты
отбраковки, управляющий завода Евгений Пале гарантировал решение
вопроса, однако реальных действий не последовало. Профсоюзу не
ответили на требования обеспечить качество. Вагоны с бракованными
деталями завод продолжает выпускать. Зато над активистами профсоюза
нависла серьёзная угроза потери ими рабочих мест, работодатель стал
пытаться уволить недовольных.

Коснулись репрессии и Вячеслава Бабочкина, на него были составлены
два протокола о нарушении трудового порядка, сделано это было без
согласования с профсоюзом «Защита». В данный момент пытаются найти
основания для его увольнения. Ещё одного борца за справедливость
— уполномоченного по охране труда, слесаря-ремонтника
заводской типографии Алексея Левашова — в результате
незапланированной инспекции, организованной сотрудником заводского
отдела охраны труда Лобановым, обвинили в нарушении техники
безопасности. Кроме того, Лобанов оскорблял Левашова в присутствии
всех работников подразделения, а потом приказал руководителю
типографии Татьяне Алехиной уволить его. Алексея Левашова после
устроенного начальством скандала из-за его деятельности в профсоюзе
пришлось госпитализировать.

— Реакция администрации «Метровагонмаша» на обращение
профсоюза «Защита» по поводу брака предсказуема, ведь речь идёт об
уголовной ответственности, — комментирует происходящее
председатель независимого профсоюза Московского метрополитена, член
Совета Конфедерации труда России Светлана Разина. — Если бы
работники завода не подняли этой темы, то брак в тормозной системе
вагонов метро мог бы привести к большому числу жертв.

Между тем в июне нынешнего года уже произошли подряд три крупные
аварии в Московском метрополитене. После расследования всех
обстоятельств «Метровагонмаш» был оштрафован на шесть миллионов
рублей. Однако заводское начальство это не остановило, в
администрации предприятия профсоюзу дали понять, что пока не будут
израсходованы все закупленные ранее непригодные комплектующие,
завод и дальше станет выпускать смертельно опасную продукцию.

Чтобы обеспечить безопасность пассажиров метро, профсоюз вынужден
был обратиться в прокуратуру. Возможно, будут заведены уголовные
дела, и своих мест лишатся те, кто закрывает глаза на выпуск брака,
в том числе начальник цеха Игнатенко и его «единомышленники» Шилов
и Зыков. Однако опыт подсказывает, что цель профсоюза не будет
достигнута полностью, заставить выплатить работникам завода деньги
прокуратуре вряд ли удастся. В связи с этим профсоюз «Защита»
готовится к новым массовым акциям протеста против политики
руководства «Метровагонмаша» в вопросах брака и нарушений трудовых
прав работников.

Автор: Владимир КОМОВ, Дмитрий СВЕТЛЫЙ. Профсоюзные
активисты.

Оригинал статьи в газете Правда