Перерождение

Перерождение

Прежде чем объяснить веру буддиста в перерождение,
я должен изложить наши представления о сознании.

Перерождение



Прежде чем объяснить веру буддиста в перерождение,
я должен изложить наши представления о сознании.

Сознание, фактически, представляет собой некую непрерывность.
В любое мгновение в потоке сознания запечатлеваются все
возникающие
впечатления.
Ум и тело постоянно изменяются, так что все мы как бы
перерождаемся каждое мгновение.
Однако каждый момент сознания порождает
следующий; между ними нет разрыва.
Каждый момент передает следующему
все то, что было унаследовано им от предшествующих моментов.

Когда же начался этот процесс?
Буддизм утверждает, что его истоки находятся не в детстве каждого
индивидуума,
а в вечности.
С безначальных времен мы рождаемся и умираем, непрестанно
накапливая то, что именуется кармой, т. е. «хорошие» и «плохие»
действия и мысли,
с неизбежностью формирующие наши жизни, наше будущее.

Обрывается ли этот процесс со смертью?
Если мы все еще одержимы своими желаниями – любовью и
ненавистью,
жадностью и беспокойством, страхом и гордостью – нет.

Если же мы сумели от них избавиться, и не имеем кармических
накоплений,
то мы можем освободиться.
В противном случае нам предстоит перерождаться снова и снова.
Я уже говорил, что между отдельными моментами сознания нет
разрыва.

Точно так же нет разрыва между последним мгновением нынешней жизни
и первым
мгновением жизни следующей.
Эти два мгновения объединены в общем процессе,
поскольку момент смерти сменяется моментом возникновения сознания в
утробе
и передает ему свое кармическое наследие [1].

Но если нет индивидуальной души, которая переходит из одного тела в
другое,
что же тогда перерождается?
Для многих, безусловно, это настоящая загадка.
Буддизм полагает, что человек, умерший в Лондоне, может
переродиться, скажем,
в Париже в соответствии с накопленной им кармой.

Что покинуло умершего в Лондоне и перешло к новорожденному младенцу
в Париже?
Как смерть одного из них может быть связана с рождением
другого?

Буддизм не утверждает, будто нечто покидает одно тело и входит в
другое.
Однако мы считаем, что все возникает из существовавшего ранее и, в
свою очередь,
дает рождение тому, что приходит ему на смену.
Так желание, стремление обладать, порождает привязанность к
тому,
что дается нам жизнью.
Именно это желание, эта привязанность приводит к рождению.
И поэтому последнее мгновение умирающего дает начало жизни
новорожденного,
который «наследует» его карму.

Телесные изменения не могут остановить поток сознания.
После смерти сжигают тело, но не желание.
Поэтому в зависимости от условий согласно своей карме возникает
новое существо,
рождаясь из яйца, утробы, испарений или спонтанно.

[1] Учение о бардо (скр. антара-бхава),
промежуточном существовании между двумя жизнями,
столь известное в позднем индо-тибетском буддизме
(это не выдумка тибетцев, оно излагается уже в «Адхидхарма-коше»
Васубанду)
— НЕ принимается в изначальной Тхераваде.