«Привольны исполинские масштабы нашей области.
У нас — четыре Франции, семь Бельгий и Тибет.
У нас есть место подвигу. У нас есть место доблести.
Лишь лодырю с бездельником у нас тут места нет».
Сказано сильно и актуально.
Не промахнуться бы с масштабом.
Не выдать бы кота за зайца.
Узнал вовремя, но вовремя не прореагировал. Приходится догонять на
перекладных. Вот прошла акция с английской провокационной
аббревиатурой в названии. «Факи», «шиты», «уппсы», «пусси»
обосновались в «великом и могучем» нешуточно. Это не радует, но что
делать? Настал, как видно, час уже и «православных факов», и лодка
эта рискует поплыть точно так, как ее назвали. С названиями —
поосторожней!
Я, повторяю, опоздал, as usual, и говорить буду не об акции, но о
явлении. Оно ведь явилось, и что-то толкнуло его на свет, что-то за
ним мировоззренчески маячит. Об этом «что-то» стоит
поразмыслить.
«Православный Корпус веры», читаем, есть «площадка для
строительства православного мировоззрения поколения, позволяющая
ставить и решать задачи, соответствующие масштабу русской истории и
личности русского человека».
Сказано сильно и актуально. Не промахнуться бы с масштабом русской
истории и русской личности. Не выдать бы кота за зайца. Итак,
«православным быть выгодно». Далее — объяснения —
почему.
Я не люблю навязчивой рекламы, не люблю коммивояжеров с утюгами,
гвоздодерами и сковородками. Не люблю докучных объяснений
скороговоркой (пока не закрыли дверь или не бросили трубку) о
выгодах предлагаемого товара. И я не одинок в своей нелюбви.
Поэтому реклама Православия как товара и прихода к Православию как
беспроигрышной сделки меня не тешит. Не тешит, но обижает и
настораживает.
Не вижу здесь ничего о Христе, как будто не Он — Глава Церкви
Златая. Словно и нет Его, а есть одно какое-то Православие,
странным образом существующее без упоминания о Господе. Это —
старая болезнь. Есть ведь и те, кто говорит, что они атеисты, но
православные. А далее куча преференций:
– Ты реже ошибаешься.
– Ты точно знаешь, что есть добро и зло.
– Ты точно знаешь источник добра и зла.
– Ты точно знаешь, что такое счастье и у тебя не бывает
несчастий.
– Ты никогда не бываешь одинок.
– Тебе никогда не бывает скучно.
– Тебе всегда есть к кому обратиться за помощью.
– С тобой легко, а поэтому к тебе идут люди, поскольку всегда
идут к тем, с кем легко.
– Когда ты любишь, то источник любви для тебя сам Бог, а не
образы классических писателей или персонажи из кино. А это значит,
твоя любовь не погаснет.
– Ты будешь пользоваться огромным запасом культуры и знаний,
а значит, ты будешь лучше других.
– ТЫ НЕ УМРЁШЬ.
«Ты реже ошибаешься»
Реже я ошибаюсь или нет, вопрос важный для игроков казино или
участников государственной лотереи. Саперы, те вообще ошибаются
только раз в жизни. Одного раза вообще достаточно. Как для Иуды. Да
и просто, хватит раз только ошибиться в выборе спутницы (спутника)
жизни, чтобы все дальнейшее изрядно испортилось.
Кто дал православному человеку гарантию, что он безошибочен в
суждениях? Или был какой-то новый Ватиканский собор, наделивший
всех нас способностью к непогрешительным выводам и решениям? Мы
идем на ощупь, и «светильник ногам моим — закон Твой».
Апостолы ошибались. До воскресения Христа ошибались многажды,
мучились жаждой первенства и завистью. Не были они избавлены
целиком от немощи и после, когда проповедовали и за Христа умирали.
Нам нужна не атмосфера самоуверенного благодушия, а атмосфера
мысленного труда и соборного творчества. Иначе мы только новых
идолов наплодим.
«Ты точно знаешь, что есть добро и зло»
Так-то оно так, но в Символе веры не прописаны миллионы
нравственных коллизий, из которых состоит жизнь. Лучом веры
осветить тьму жизни — это еще та задача! Уместна ли смертная
казнь? Подавать ли милостыню пьянице? Терпеть ли женщине
мужа-наркомана? Брать ли в руки оружие, если «да», то когда?
Оказывать ли послушание бессовестным начальникам или уместно
гражданское противление? Законен ли второй брак?
Таких вопросов бездна, и ответы на них не даны в уже отпечатанных
«справочниках по эксплуатации», а обретаются в процессе того же
соборного творчества и мысленного труда, о которых говорилось выше.
Само духовенство совершенно различно мыслит и проповедует об одних
и тех же проблемах. Епископы в разных епархиях мыслят об одних и
тех же проблемах различно. И у нас пока нет даже культуры дискуссий
на серьезные темы.
Зовите людей думать, зовите их читать и обсуждать прочитанное,
зовите их каяться в грехах и молиться Богу. Оттуда ждите ответов,
но не говорите, что все уже и так известно, стоит только вступить в
некий клуб или партию.
«Ты точно знаешь, что такое счастье, и у тебя не бывает
несчастий»
Это уж совсем похоже на рекламы таблеток. А болезни? А неудачи? А
опыт грядущей или пришедшей старости? А проигрыши, без которых нет
роста, но которые обидны и больны? Да и что вообще называть
счастьем, если это слово не особо жалует Священное Писание? Нечто
эфемерное, ускользающее, как китайский рисунок водой по асфальту.
Нечто временное, щемяще-прекрасное, но ускользающее, как намек, как
опадающий цвет вишни. Стоит ли говорить об этом в призывных тонах
смертным и подсудимым людям?
«Ты никогда не бываешь одинок»
Бываю. Более того — расту в одиночестве. Всю жизнь на людях,
как рыбка в аквариуме, это — Дом-2. Нужна молитва в
одиночестве. Нужна прогулка с размышлением, нужно приготовление к
будущему умиранию, которое у всех — одинокое. Чтение требует
одиночества. Соборность — это ведь не клейкая масса
коллективизма, не принудительный колхоз. Это единение раскрывшихся
личностей. Личность же растет в одиночестве и, созрев, становится
способной к плодотворному общению.
«Тебе всегда есть к кому обратиться за помощью»
Вот здесь я сдаюсь. Мат в два хода (пригодилась матерная
англоязычная аббревиатура). Но это не факт, а задача. Время
требует, чтобы мы лепили из приходов общины, помогали друг другу,
начиная с общения и заканчивая умиранием за други своя. А в
середине — имущественная и молитвенная взаимопомощь. Всего
этого очень не хватает. Жизнь задыхается под толстым слоем
обрядоверия, эгоизма и безразличия. К названному нужно двигаться и
его достигать.
***
Два предпоследних тезиса о культуре и литературе противоречивы,
поверхностны, а значит, вряд ли верны. Но о необходимости
культурной революции и ее возможной пользе я пишу и так с упорным
постоянством. Поэтому не буду лишний раз шагомером измерять
названный континент. Скажу только, что не согласен со следующими
словами: «ты будешь лучше других». Мне этого не нужно. Никому
нормальному этого не нужно.
А что нужно? Меня не должно греть, что я, якобы, лучше других.
Напротив, я должен радоваться, что другие лучше меня. И мне нужно
стремиться помочь другим стать лучше. Жизнь хороша не тогда, когда
ты лучше всех, а когда вокруг тебя — множество людей, которые
лучше тебя. Одним словом — «друг друга честью больша
творите». Жутка жизнь, в которой я — самый лучший, а подо
мною — человеческий гумус.
Слабый тезис. Опасный и ошибочный.
Последнее верно. ТЫ НЕ УМРЁШЬ
Только нужно добавить: потому что Христос воскрес! И дальше: Читай
Евангелие. В воскресенье будь в храме. Будь человеком Книги.
Причащайся с верой.
P. S.
Напоследок скажу, что идея хороша, но незрела. Ее не отметать, но
шлифовать надо. В ней чувствуется наличие энергии и отсутствие
переваренных мыслей. Это то, о чем так часто высказываются расхожей
и глупой фразой: надо что-то делать. А делать нужно не «что-то», а
делать нужно конкретные шаги, осмысленные и найденные в результате
коллективных усилий, молитв и обсуждений. Вообще, идея даже
радостная. Есть, значит, порох в пороховницах, и так
далее…
Мы не умрем. Мы переживаем о будущем страны и мира. Мы хотим явить
христианство, а не просто шепотом и келейно его исповедовать. Мы
чувствуем в недрах церковной жизни завихрение силовых полей. Только
нужно научиться этими интуициями и силовыми полями
воспользоваться,
– чтобы гора не рождала мышь;
– чтобы язык не просто сотрясал воздух, но формулировал
четкие цели;
– чтобы американские этикетки и евро-упаковка не заслоняли
смысловую часть того, что неравнодушная молодежь предлагает
уставшему современнику.
16 июля 2013г.