Антихрист

Антихрист

Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть
Христос?
Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.
(1Ин.2:22)

Антихрист

Приставка анти- в греческом языке означает не столько «против»,
сколько «взамен», «вместо». Следовательно, здесь подразумевается
некто, присваивающий себе место Христа, а значит, являющийся
противником Христа.

В обширном смысле под этим именем разумеется всякий, кто не
исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвергает Его учение.
Таковы все лжеучители, каковых уже много было во времена апостолов
(Мф. 24, 24; Мк. 13, 22; 1 Ин. 2, 18; 4, 1-3; 2 Ин. 7); но в
собственном и более тесном смысле под именем антихриста разумеется
особое лицо, особенно нечестивый человек, который пред вторым
пришествием Господа на землю будет противодействовать Христу и
стараться истребить христианство, но вместо того сам погибнет
ужасным образом. Господь Иисус «убьет его духом уст Своих, и
истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2, 8).

Личные качества и действия его ясно изображены у ап. Павла во 2-м
посланник Солунянам (2 Фес. 2), и в Откровении у Иоанна (Откр.13,
2-10):

Перед пришествием Господа, которое откроет Христа в Его силе и
славе, должен явиться «человек греха, сын погибели» (2 Фес. 2, 3),
«противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или
святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за
Бога» (2 Фес. 2, 4). Приход его к власти будут сопровождать ложные
знамения и чудеса (2 Фес. 2, 9-12; Откр. 13,13 и след.). Здесь речь
идет о политическом вожде, который станет объектом религиозного
поклонения и получит диктаторские полномочия. Он будет казаться не
чудовищем, а блестящей личностью, будет обещать решение всех
проблем и завоевывать весь мир. Он появится как подделка под Бога и
даже будет творить ложные чудеса, имитирующие те, которые Бог
творил в Священной истории. Он будет преследовать Церковь Христову
(Откр. 13, 7,17). Одолеет антихриста явление Иисуса Христа (Откр.
17, 14; 2 Фес. 2, 8). За этим последует окончательный Страшный суд
над противостоящими Богу силами и созидание грядущего Царствия
Божия.

Антихрист

Фрагмент из «Слова на пришествие Господне, на скончание мира и
на пришествие антихристово» преп. Ефрема Сирина

Тогда сильно восплачет и воздохнет всякая душа; тогда все увидят,
что несказанная скорбь гнетет их день и ночь, и нигде не найдут
пищи, чтобы утолить голод. Ибо жестокие надзиратели будут
поставлены на место, и кто только имеет у себя на челе или на
правой руке печать мучителя, тому позволено будет купить немного
пищи, какая найдется. Тогда младенцы будут умирать на лоне матерей,
умрет и матерь над своим детищем, умрет также и отец с женою и
детьми среди торжища, и некому похоронить и положить их во гроб. От
множества трупов, поверженных на улицах, везде зловоние, сильно
поражающее живых. С болезнию и воздыханиями скажет всякий поутру:
«когда наступит вечер, чтобы иметь нам отдых?» Когда настигнет
вечер, с самыми горькими слезами будут говорить сами в себе: «скоро
ли рассвет, чтобы избежать нам постигшей скорби?» Но некуда бежать
или скрыться, потому что все в смятении, и море и суша. Посему-то
сказал нам Господь: бодрствуйте, неотступно молясь о том, чтоб
избежать скорби. Зловоние на море, зловоние на суше; глады,
землетрясения; смущение на море, смущение на суше; страхования на
море, страхования на суше. Множество золота и сребра и шелковые
одежды не принесут никому пользы во время сей скорби, но все люди
будут называть блаженными мертвецов, преданных погребению прежде,
нежели пришла на землю эта великая скорбь. И золото и серебро
рассыпаны на улицах, и никто до них не касается, потому что все
омерзело. Но все поспешают бежать и скрыться, и негде им укрыться
от скорби; напротив того, при голоде, скорби и страхе, будут
угрызать плотоядные звери и пресмыкающиеся. Страх внутри, извне
трепет; день и ночь трупы на улицах. Зловоние на стогнах, зловоние
в домах; голод и жажда на стогнах, голод и жажда в домах; глас
рыдания на стогнах, глас рыдания в домах; шум на стогнах, шум в
домах. С рыданием встречаются все друг с другом, — отец с сыном, и
сын с отцом, и матерь с дочерью. Друзья на улицах, обнимаясь с
друзьями, кончают жизнь; братья, обнимаясь с братьями, умирают.
Увядает красота лица у всякой плоти, и вид у людей как у мертвецов.
Омерзела и ненавистною стала красота женская. Увянут всякая плоть и
вожделение человеческое. Все же поверившие лютому зверю и принявшие
на себя печать его, злочестивое начертание оскверненного, приступят
к нему вдруг, и с болезнию скажут: «дай нам есть и пить, потому что
все мы истаиваем томимые голодом, и отгони от нас ядоносных
зверей». И этот бедный, не имея к тому средств, с великою
жестокостию даст ответ, говоря: «откуда, люди, дам вам есть и пить?
Небо не хочет дать земле дождя, и земля также вовсе не дает ни
жатвы, ни плодов». Народы слыша это восплачут и прольют слезы, не
имея утешения в скорби; напротив того, другая неизреченная скорбь
приложится к их скорби, а именно, что так поспешно поверили
мучителю. Ибо он бедный не в силах помочь себе самому, как же
окажет милость им? В те дни великая будет нужда от многой скорби,
причиненной змием, от страха и землетрясения и шума морского, от
голода и жажды и угрызения зверей. И все принявшие печать
антихристову и поклонявшиеся антихристу, как благому Богу, не будут
иметь никакой части в царстве Христовом, но вместе с змием будут
ввержены в геенну. Блажен, кто окажется всецело святым и верным, у
кого сердце несомненно предано Богу; потому что бесстрашно отринет
он все предложения змия, пренебрегая и истязаниями и мечтаниями
его.