такое «плохо»,
жизнь человеческая вряд ли вообще возможна.
Есть подкупающие простотой слова о том, как избежать строгого и
неминуемого Суда Божьего. Знают их многие, в том числе и те, для
кого чтение и слушание Евангелия не является главным занятием
жизни. Вот эти слова: «Не суди, и не будешь судим». Или — то
же: «Каким судом судите, судят вам; какой мерой мерите, отмерят
вам». Смысл второго слова равен смыслу первого, поскольку если ты
отказался от строгости в отношении чужих грехов, то смеешь
надеяться на милость к себе со стороны Бога.
Простота Евангелия не отменяет его глубины и сложности. Во-первых,
мы не имеем права путать добро и зло, уравнивать их и, по причине
боязни впасть в осуждение, отказаться от нравственных оценок.
Без понимания, что такое «хорошо» и что такое «плохо», жизнь
человеческая вряд ли вообще возможна. Чтобы, по слову псалма,
уклониться от зла и сотворить благо (Пс. 33, 15), нужна и
нравственная чуткость, и опыт, и способность к здравым суждениям.
«Не суди» вовсе не должно означать «перестань думать» или
«перестань отличать добро от зла».
Человек, Который в высшей степени был чуток и непогрешим в вопросах
греха и праведности, был человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5). В Его
учении не было ласкательства, лицемерия, человекоугодничества. Даже
враги говорили о Нём: Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути
Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-то, ибо не смотришь
ни на какое лице (Мф. 22, 16). Христос, таким образом, более кого
бы то ни было имел право строго относиться к грешникам. Однако
именно из Его уст раздавалось: и Я не осуждаю тебя (Ин. 8, 11),
— и удивительная молитва о распинателях была произнесена Им
на голгофском Кресте («Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не
знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий»).
Научиться не осуждать можно только у Иисуса Христа. Если мы
научимся этому, то на деле исполним Павлово повеление: В вас должны
быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил. 2, 5). В
этих чувствованиях неминуемо должны соединиться сострадательная
любовь к грешащему человеку и мысленное неотождествление
грешника с грехом. Человек — не изобретатель греха, а
жертва. Грех обесчестил, обезобразил человека, но не истребил
Божественного образа. Так смотрит на человека Христос. Если хотим
не судить, придётся этому взгляду научиться. Если ум не имеет
навыка осуждающе реагировать на происходящее вокруг, значит, мысль
о Боге от ума неотлучна.
Исполнение заповеди «не суди» не означает прекращения мыслительной
деятельности. Наоборот, это — пик мыслительной работы и
умного труда. Поможет и память о своих грехах, глубокий вздох о
которых всегда уместен. Поможет понимание того, что Знаток
сердец человеческих и Царь мира — Господь — один только
может произнести безошибочный приговор человеку. Он один знает,
кто мог исправиться и не исправился, а кто не сделался лучше,
потому что не мог. Он знает и коварство диавола, и слабость
человека, и прилипчивую тяжесть обстоятельств, и ещё много того, от
чего зависит правильный суд и что сокрыто от глаз человеческих.
Редко говорится о том, что косвенным осуждением может явиться
похвала. Вы можете восторженно хвалить знакомого доктора,
священника, школьного учителя, а между строчек этой похвалы будет
угадываться порицание в адрес других священников, докторов,
учителей. Это может звучать: дескать, вот этот — да, великий
человек, а тот — так, мелочь. Это может и не звучать, но
подразумеваться, и выходит, что заповедь о неосуждении усложняется
и что даже в похвалах мы должны быть сдержанны и внимательны.
Неоценимым подспорьем для уменьшения грехов является
сознательное бегство от сплетен. Стоит перестать вникать в
дела, которые лично тебя не касаются, стоит пресечь праздное
любопытство — как костёр осуждения лишится большей части дров
и начнёт погасать.
У нас составился словесный портрет человека, которому по смерти
Христос ничего осуждающего не скажет, но, указав на райские врата,
произнесёт: «Заходи». Это человек, напрочь лишённый праздного
любопытства. Для слушания чужих тайн у него не было ушей, и для
разговоров о чужих грехах его язык был не приспособлен. Свои грехи
он помнил. Слова Давида «грех мой всегда предо мною» для
него не были просто словами. Когда на весы его мыслей ложились
грехи людей, на вторую чашу тут же опускалась память о милости Бога
и Крови Нового Завета. Он поучался в законе Господнем день и ночь,
хотя ничто снаружи не выдавало в нём подвижника и людям он казался
лентяем или «ни рыбой, ни мясом». Да он и был никчёмным человеком,
который не одевал нагих, не спал на полу, не преуспел в посте, не
научился молиться огненно и чудотворно. Все его силы ушли на
внутреннюю борьбу со своим неразумным сердцем, которое всю жизнь
порывалось украсть у Бога царское достоинство, чтобы развешивать
на всех свои ярлыки. Этого он сердцу не позволил. Насколько
тяжело ему далась эта внутренняя работа — нам, любителям
осуждения, сказать трудно. Но Христос, обещавший не судить того,
кто не судил, просто и без Суда скажет этому человеку: «Заходи»,
— и укажет на жемчужные ворота в золотой стене.